TUSKA OPEN AIR 2003. The Best Of...

Intro

11 июля по улицам и переулкам окрашенного в серое Хельсинки по направлению к одному из центральных городских парков, потянулись странные личности, главным образом облаченные в черное. Их появление вызвало живой интерес у обычных прохожих. И чем ближе был Каисаниеми парк, тем все больше людей в черном встречалось на пути. Словно ручейки, они стремились побыстрее влиться в реку, что  втекала в импровизированные ворота отделявшие их "мир" от оставшейся части Каисаниеми парка. Пошел дождь, но ему было не под силу остановить этих людей. Ведь они шли на фестиваль, которого ждали целый год.

 

 

День первый

TUSKA OPEN AIR 2003. The Best Of...Любой фестиваль имеет один неоспоримый плюс по сравнению с обычным концертом: среди участников всегда найдется пара тройка групп, с творчеством которых вы не знакомы, а, значит, у вас есть шанс пополнить свою музыкальную коллекцию чем-то новеньким и интересным. Вот так произошло и с металлическими кошками. Нет, конечно, мы знали о том, что существует такая финская группа, как Moonsorrow, и что они играют разновидность фольк-металла, но рецензии, что попадались на глаза, не вызывали желания познакомиться с ее творчеством поближе. А как оказалось - напрасно.

Финны открывали фестиваль. Честь надо сказать сомнительная. Хотя организаторы задержали начало где-то на час, к моменту, когда залитые красной краской современные "викинги" выскочили на сцену, половина зрителей еще не успела преодолеть "контроль". Но вот тут то и проявился профессионализм музыкантов. Они обернули ситуацию так, что расстраиваться пришлось зрителям, не успевшим к началу их выступления. Как и положено воинам Moonsorrow сразу "ринулись в бой" и боевой клич вокалиста группы Вилли, тут же поддержанный толпой, открыл Tuska Open Air.

 

Увлекательно-зажигательное путешествие в прошлое продолжалось минут на десять дольше отведенного времени, и никакие уговоры не убеждали публику и музыкантов, что пришло время расставаться. Ведущему пришлось лично уводить группу со сцены, и лишь по счастливой случайности он не получил травму, когда гитарист Митиа в сердцах швырнул гитару в сторону кулис.

 

После ударного начала зрители получили часовую передышку. Ту какофонию звуков, которую изливали с боковых сцен Rotten Sound и Reverend Bizarre музыкой можно назвать с большой натяжкой. Многие вообще предпочли дожидаться Amorphis стоя под противненьким моросящим дождем.

 

«Аморфная» шестерка открывала собой готическую часть фестиваля. Сет-лист их выступления в основном был составлен из композиций с последнего альбома Far From The Sun. Хотя, конечно, без My Kantele и Goddess (Of The Sadman) не обошлось. 

 

The Haunted: Осторожно! Высокое напряжение!

Западные журналисты давно придумали емкое определение The Haunted - high energy thrashers (высокоэнергетичные трэшеры). Но для того чтобы сполна оценить, насколько это определение отражает действительное положение вещей, надо услышать их "живьем". Реакция термоядерного синтеза в лабораторных условиях - вот что такое The Haunted на концерте. Несмотря на катастрофические проблемы со звуком (шведы стали первой и, как выяснилось, далеко не последней, группой, чье выступление подпортил то «фонивший» микрофон, то «вылетавшие» гитары), парни зажигали так, будто включили свои гитары не в стандартные 220 В, а по меньшей мере – в 10000. А о том, что все идет не так, как задумано, можно было догадаться только по расстроенному взгляду вокалиста Марко Аро. Зато когда наконец звук удалось более или менее исправить, Марко буквально расцвел и, на радостях спрыгнув со сцены в "загон" для фотографов, полез брататься с поклонниками. Секьюрити, явно не ожидавшие такого проворства от внешне флегматичного (и далеко не субтильного) Марко, спохватились только тогда, когда распалившиеся фаны попытались перетащить Марко через барьер, отделявший зону фотографов от зрителей.

Где-то в середине сета вконец разгоряченные фаны, подогретые не столько пивом, сколько потоком энергии, щедро изливаемым музыкантам со сцены, полезли на распорки, удерживавшие купол.

После  такого задорного выступления майки The Haunted с потрясающей быстротой исчезли с лотка, торговавшего всевозможной атрибутикой. Забегая вперед, скажем, что то же самое произошло с мерчандайзингом Children Of Bodom, Type O Negative, Thunderstone и Soulfly. А вот майки Stratovarius провисели на самом видном месте два с половиной дня, пока их просто-напросто не сняли, чтобы освободить место для мерчандайзинга Ministry (тоже, к слову, продававшегося весьма вяло).

 

И на старуху бывает проруха

Можно сказать, что ветеранам финской сцены не повезло. К их выходу часть публики уже так наскакалась и наоралась на Moonsorrow, Amorphis и The Haunted, что многие решили взять тайм-аут. Лишь самые активные фаны Stratovarius отрывались по полной программе. Большинство же зрителей предпочло пассивно наблюдать за тем, спектаклем, что развернулся на сцене. А посмотреть было на что. Для родной публики финны заготовили потрясающее пиротехническое шоу (причем ни один из спецэффектов не повторился дважды), завершившееся разноцветным салютом. Правда и тут не обошлось без курьеза. Во время Eagle Heart Котипельто так увлекся, что совершенно забыл о пиротехнике, и ему чудом удалось избежать неприятностей, когда в небо вырвались огненные факелы. После этого Тимо стал излишне осторожным, предпочитая на тех композициях, где по сценарию применялись спецэффекты, держаться поближе к ударной установке, что при его темпераменте было весьма не просто. А вот кто вольготно чувствовал себя, скрываясь в глубине сцены - так это Тимо Толкки. Лидер Stratovarius лишь в начале концерта пару раз выступил вперед во время соло, но как только фотографы удалились, предпочел держаться в тени. Да и играл он в этот раз, как-то отстранено, без настроения. Что не могло не сказаться на реакции публики. И тут уж не помогло ни грандиозное пиротехническое шоу, ни комический танец обряженных в лосей техников... Общее впечатление от выступления Stratovarius было смазано. На "бис" группу вызывать не стали.

 

Thunderstone: Дебютанты против «ветеранов»

После невыразительного выступления Stratovarius концерт молодой финской группы Thunderstone стал настоящим "бальзамом на душу" для поклонников power. Попав в весьма затруднительную ситуацию, когда за несколько дней до фестиваля их спарринг-партнеры по другой площадке шведы из Opeth были заменены на Sentenced, что автоматически лишило их аудитории, ребята из Thunderstone не стушевались.  Вот где было все: и страсть, и энергия, и задор, искрометные гитарные пассажи Нино Лауренне и захватывающий спектакль разыгранный вокалистом Паси Рантаненом. Попав в весьма затруднительную ситуацию, когда за несколько дней до фестиваля их спаринг партнеры по другой площадке шведы из Opeth были заменены на Sentenced, что автоматически лишило их аудитории, ребята из Thunderstone не стушевались. Они вышли на сцену с таким настроением, что казалось, что это они на самом деле являются "главным блюдом" дня. В итоге публика с Sentenced, несмотря на усиливающийся дождь, начала постепенно перетекать под их шатер. К концу выступления все пространство под тентом было заполнено. И надо признать, что такого "отрыва" на Stratovarius не наблюдалось, особенно когда пошли ударные композиции группы: Will to Power, Like Father, Like Son. Причем к поклонникам пауэра присоединились и те готики, что пришли только на Type O Negative. Один из них высокий в длинном кожаном пальто, этакая помесь Питера Стила и Jurki (времен Blessed Be), явно спрятавшийся от дождя, несколько композиций еще пытался вести себя соответственно образу, но на Like Father, Like Son я увидела его отплясывающим под сценой вместе с группой фанов Stratovarius.

 

Апофеозом выступления Thunderstone стал момент, когда Паси Рантанен, вместо того, чтобы объявить следующую композицию, так мастерски "сыграл" компьютер на который внезапно напали вирусы, что публика сама начала скандировать название - Virus. Для нас Паси стал настоящим открытием, как, впрочем, и для всех кто видел его только на фото в буклете их дебютного альбома, на котором он производит впечатление весьма апатичной персоны. На самом же деле Рантанен в совершенстве владеет искусством «обаяния публики». Настоящий фронтмен, идеальное сочетание экспрессии, обаяния с актерскими способностями. К тому же запись на альбоме весьма усреднила его вокальные возможности (да и в целом "в живую" музыка Thunderstone звучит куда динамичнее и тяжелее, чем на диске, и вам уже не приходит в голову сравнивать их с Stratovarius или Helloween). Паси обладает красивым и сильным голосом, ниже, чем у Котипельто, но с очень большим диапазоном. И даже ужасно отстроенная аппаратура не смогла помешать ему продемонстрировать все, на что он способен.

 

К концу выступления Thunderstone напряжение достигло своего предела. На главной сцене уже закончились приготовления к выходу Type O Negative, и многие боялись, что не успеют занять себе местечко по выгоднее, но еще сложнее было просто так уйти. К тому же дождь не унимался… Словно считав мысли присутствующих Нино Лауренне взял инициативу в свои руки. Его соло было настолько проникновенным и виртуозным, что публика притихла, отдавшись чувствам и на мгновение забыв обо всем. Закончил играть Нино в полной тишине и лишь когда на сцене появился Рантонен и объявил, что выступление TON задержано из-за дождя и они смогут сыграть еще пару композиций, зал взорвался - словно публике только это и надо было – отрыв начался с удвоенной силой. А когда весь репертуар группы был исчерпан и музыканты стали прощаться – отпускать их не хотели, хотя дождь уже кончился и фанам нужно было бежать занимать места.  Мы же в этот момент  пожалели о том, что Thunderstone, сопровождавший Stratovarius во время европейской части турне Elements Pt1. не приехали вместе с ними и в Москву. Вот это был бы концерт!

 

А вот Sentenced, напротив, разочаровали. Раньше у группы был свой звук, теперь же, поддавшись модным готическим веяниям, они попытались изобразить goth'n'roll. Но не вышло. И The 69 eyes не догнали, и свое лицо потеряли. Обидно.

 

 

***

Услышать в живую Питера Стила и его группу мечта любого поклонника готики, да и не только. Но вряд ли сами музыканты предполагали, какой прием ожидает их в Хельсинки. Уже с утра у ограды фестиваля ходили толпы фанов и спрашивали лишний билетик на вечер. Предлагали даже такой вариант, как заплатить полную стоимость билета (а это 28 евро) тому, кто проведет на фестивале весь день, но не хочет оставаться на Type O Negative.

 

К вечеру за оградой стопилось несколько сотен неудачников. Часть из них рассредоточились по Каизаниеми парку, а самые отчаянные, несмотря на дождь, забрались на деревья, чтобы издалека, но все же взглянуть на Питера Стила и его команду. А на площадке, отведенной под фестиваль, творилось настоящее сумасшествие, ну прямо как у нас в городском транспорте в час пик. Причем плотность "одного человека на квадратный метр" с той стороны сцены, где должен был стоять Питер Стил достигала рекордной толчеи - пошевелиться можно было только коллективно. А тут, как назло, из-за проливного дождя начало отодвинули на полчаса. Но в тот момент, когда ожидание достигло критической точки, на сцене, наконец, появился ведущий и объявил, что... врачи бруклинского госпиталя готовы к оказанию "первой помощи" собравшимся. Из динамиков зазвучало вступление к последнему альбому «Live is Killing Me», и на сцене появились они - музыканты Type O Negative, облаченные в медицинские робы. 

 

Питер Стил, как и положено "главному врачу" мероприятия, сразу же отреагировал на представшую перед его взором вопящую, скачущую и слегка придавленную толпу. Первая его шутка сводилась к тому, что он очень надеется, что в этот раз обойдется без жертв, а то несколько поклонников они уже "потеряли". Жертв действительно удалось избежать, но вот избежать синяков и оттоптанных ног, мало кому посчастливилось. Еще бы, ведь сет-лист был составлен из самых известных и любимых композиций группы: Fucking Someone Else, Wolf Moon, Everybody I Love is Dead, Christian Woman, Love You To Death, Kill White Peoples, I Don't Want To Be Me...

 

Кстати, все опасения Питера Стила, что публика еще не успела ознакомиться с новым альбомом, оказались беспочвенными. Слова I Don't Want To Be Me знали практически все, жаль только, что потанцевать возможности не было. Хотя на протяжении всего выступления кое-кто из перепившейся панковской публики пытался это делать. Но их попытки тут же перерастали в местные потасовки, поскольку стоило одному начать отплясывать, заваливались все, кто стоял вокруг, а на вежливые просьбы сдерживать эмоции, большинство панков реагировала неадекватно. Ну, а так, как остальные «корячие финские парни" на поверку оказались настоящими джентльменами, даже в экстремальных условиях не забывающими, что рядом находятся представительницы прекрасного пола, некоторые из "буйных" покинули толпу, как нашкодившие котята: уж очень много среди готиков оказалось "копий" Тимо Толкки и Питера Стила и им не составило труда вынести хулиганов, в буквальном смысле слова, за шкирку и сдать в руки охраны. 

 

Конечно, все, что происходило внутри толпы, хоть и создавало определенные неудобства, но не мешало музыкантам. А вот залитые дождем динамики к середине выступления TON начали жутко фонить, особенно когда вступала бас-гитара. Все попытки техников исправить ситуацию - успехом не увенчались. Однако Питер Стил оставался невозмутим. В паузах между песнями он рассказывал истории из собственной жизни. Эти небольшие монологи придавали всему происходящему "домашний" оттенок. Не говоря уже о практически полных бутылках красного вина, что Стил очень аккуратно, чтобы никого не травмировать, бросал зрителям. Попав в руки фанов, бутылки сразу же превращались в своеобразную "трубку мира", а тот, на ком вино заканчивалось, становился счастливым обладателем раритетного сосуда из темно-зеленого стекла. Вообще, Type O Negative проявили к свои фанам трогательное внимание. Увидев в толпе самодельный флаг "Vinnland", Питер Стил немедленно дал знак охранникам и ребята, с зелено-черным полотнищем, были допущены на сцену (фото под заголовок). 

 

Перед тем, как исполнить композицию Everything Dies, Питер поведал публике грустную историю о своей бывшей невесте, которая бросила его за несколько недель до свадьбы. "У меня тогда был тяжелый период. - Проникновенно рассказывал он. - Я написал эту песню для нее... Но она... бросила меня...". Он взял паузу, склонившись над гитарой, всем своим видом показывая, как ему тяжело... Публика не могла остаться равнодушной и самые большие почитатели стали открыто высказывать свое возмущение и проявлять сочувствие, всеми возможными средствами. Именно такого эффекта Стил и добивался. Когда "возмущение" публики достигло предела, он резко выпрямился и с невозмутимым видом поставил "точку": "Но если, честно, я сейчас об этом не жалею!". В этой мизансцене был весь Питер Стил. Мудрый, ироничный и талантливый человек, умеющий увидеть трагедию в смешном и смешное в трагическом. Лишь ему было под силу создать такую группу, как Type O Negative и объединить в "одно целое" еще троих незаурядных, но таких разных музыкантов, как гитарист Кенни Хиккей, клавишник Джош Сильвер и ударник Джон Келли. 

 

Завешалось выступление традиционным исполнением Black N1. Тут уж даже те, кто весь вечер пытались сохранять хладнокровие, поддались всеобщему буйству... Питер (как, впрочем, и остальные музыканты TON) не сумел сдержать улыбку, когда вся многотысячная толпа запела вместе с ним: "She's in love with herself / She likes the dark..." А ведь Black N1 в этом году исполнилось десять лет! Десять лет TON заканчивает ей свои выступления! И каждый раз публика впадает в настоящий экстаз услышав первые две строчки, хотя все в этот момент прекрасно понимают - еще 9 минут и музыканты покинут сцену и неизвестно, когда они вновь вернутся и вернутся ли вообще когда-нибудь."...Black, black, black, black number one..." 

 

Час, отведенный Type O Negative, пролетел так незаметно, что когда сцена опустела и в динамиках угасли последние звуки, притихшая толпа еще несколько минут стояла в ожидании, хотя все знали, что Type O Negative на бис не выходят. Просто нужно было время, чтобы осознать и смириться с мыслью, что все кончено. Некоторые не смогли сдержать слез, другие в сердцах пихали попадавшиеся под ноги пластиковые бутылки... Потрясающий финал первого дня! 

 

 

День второй

 

EDGUY: Генераторы веселья

 

Так и хочется процитировать слова известной песни: "и хорошее настроение не покинет больше вас". Сколько же энергии и веселья в этих немецких парнях! И самое главное, что они всегда щедро делятся этим со зрителями. Во время их выступления было все: и шутки, и танцы... Даже выступление свое они начали нетрадиционно для такого серьезного мероприятия как - Туска: очень сосредоточенный Тобиас спел финскую народную песню, но видимо, по-незнаю финского, а может и намерено, так переврал и каверкал слова, что местная публика каталась со смеху... Хотя нашлись и такие, что обиделись на Тоби, мол зачем вся эта клоунада? Что бы скрыть огрехи в музыке? Но первые же композиции развеяли все подозрения. Эдгайцы явно были в ударе и вообще они очень изменились (особенно по сравнению с московским концертом): это уже не подростковая группа, как их называли тогда, а вполне зрелые музыканты, со своим почерком. Поэтому никого не удивило, что большинство композиций (в основном с Mandrake), исполненных немцами, сильно отличались от студийных записей: почти везде были добавлены длинные инструментальные проигрыши. Таким образом, каждый из гитаристов, включая значительно прибавившего в мастерстве Дирка Зуера, сыграли "свое" соло.

 

Но основной действующей силой, мозгом и душой Edguy как всегда был Тобиас Саммет. Он импровизировал на протяжении всего выступления, при этом точно угадывая настроение публики. Ему даже удалось сделать то, что не смог накануне Котипельто: он заставил-таки финскую публику играть в игру "делай, как я" и многотысячная толпа выводила тиррольские мотивчики, пока Тобиас настолько не утяжелил "задание", что та часть публики, что уже не поспевала за ним, просто истерически хохотала над теми звуками, что издавали их не желающие "сдаваться" соседи". 

 

А когда посреди концерта начался дождь и кое-кто из зрителей решил укрыться под тентами Тоби отреагировал сразу же: "Эй, кто это там прячется под крышу? Вы же пришли не на концерт Робби Вильямса! Я вижу кого-то в его майке. Друг, по-моему ты ошибся фестивалем!". Причем сам вокалист намерено выбежал на самый край сцены, показывая тем, самым, что ему дождь нипочем.

Ну, а закончил Тобиас выступление в прямом смысле слова "на высоте". Допев "Авантазию" немец вскарабкался по арматуре под самую крышу, и оттуда, веся на руках, попрощался со зрителями.

 

Последовавшие за немцами Lulacry ничем не удивили. Добротный, профессионально сыгранный melodic power с женским вокалом. Хотя, наверное, лучшего продолжения для Edguy и не придумаешь.

 

***

В прошлом году группа Lordi собрала половину ежегодных музыкальных призов, что вручались различными финскими изданиями. А их последний альбом "Get Heavy" получил национальную премию EMMI в разделе лучший Hardrock/Metal Альбом года. Однако их диск, наделавший такого шума в Суоми, так и остался национальным релизом. Почему? Ответ мы получили на фестивале.

 

Выступление Lordi оказалось самым впечатляющим с точки зрения сценического действия и применения спецэффектов. На сцене, представлявшей собой то ли развалины гробницы, то ли старого замка, заваленного черепами и человеческими останками, постоянно что-то происходило. То в небо вырывались языки пламени, то из гитар начинали извергаться снопы искр. У вокалиста, облаченного в маску полуразложившегося монстра (Lordi по сценарию: клыкастый гигантский монстр, биомеханическое существо), то раскрывались за спиной огромные крылья, позаимствованные у вампиров... То, неожиданно, пояс на его "доспехах" разворачивался, превращаясь в длинный испачканный кровью фартук, а в лапах оказывалось ведро, наполненное бутафорскими костями. Не говоря уже о впечатляющей пробежке по сцене в обнимку со скелетом, подвешенном на крюке... Да и остальные члены группы от своего лидера-монстра не отставали. "Пугали" в полную силу. Обязанности басиста исполнял зомби по имени Kalma. В роли гитариста выступала восставшая из гробницы египетская мумия Amen. За ударной установкой отрывался - солдат из армии Орков по кличке Kita, а единственная представительница слабой половины человечества - клавишница группы, скрывающаяся под именем Enary, была облачена в костюм Валькирии. А финалом этого, с позволения сказать, театрального действия, стало "убийство" техника, выбежавшего на сцену, чтобы что-то подправить - он получил от главного монстра по голове микрофоном, стилизованным под секиру.

 

Столпившееся у сцены молодое поколение (думаю, что этот спектакль очень бы понравился поклонникам голливудского варианта "Властелина колец") оттягивалось по полной, а вот зрители постарше после первых же композиций потянулись подальше от сцены. Причина в том, что кроме масштабного зрелища, Lordi было нечего предложить. В музыкальном плане - это далеко не лучшая смесь из KISS, Motorhead, AC/DC и Edguy. Если отбросить маски и спецэффекты, то все ужимки вокалиста очень сильно напоминали то Тобиаса Саммета, то Брайана Джонсона. Голосок же, его в живом варианте, не дотягивал даже до Тоби. Басист вовсю пытался походить на Лемми из Motorhead. А гитары не было слышно вообще. Так что единственным впечатляющим, с музыкальной точки зрения, моментом их выступления стала сыгранный Валькирией Enary фрагмент их фуги Баха. 

 

***

Если бы музыка могла воспламенять, то парк Каисаниеми перестал бы существовать вечером 12-го июля, когда под гул и вой многотысячной толпы на сцену, подобно языкам пламени, вырвались музыканты Children of Bodom.

 

Чтобы в два счета раскрутить толпу им не нужны были пиротехнический эффекты, маски, сомнительная символика или боевая раскраска под трупы, принятая у их собратьев по блэковому лагерю. Вся эта мишура не для Children Of Bodom, они делают ставку лишь на собственный профессионализм. Ведь главное это МУЗЫКА.

 

Целый час гитарные пассажи, подкрепленные раскатистыми громовыми ударными и журчащими клавишами, словно молнии прорезали сознание и плоть, заставляя ваши чувства изливаться наружу, порой доводя до исступления. Лайхо, словно огонь вырвавшийся из тесной печи, то носился в глубине сцены, то выбегал из под навеса под моросящий дождь для очередногосоло. Он практически не обращался к публике, разве что, объявлял название песни. Композиции для концерта явно отбирались по принципу, чем больше инструментальных проигрышей (особенно гитарных) - тем лучше. Но и этого фронт-мену группы оказалось мало. В паузах между песнями Алекси Лайхо то и дело вставлял виртуозные пассажи, а то и небольшие соло, причем, в зависимости от композиции, они могли быть выдержаны в любом стиле от блюза до неоклассики. И вам лишь оставалось теряться в догадках, что это домашняя заготовка или импровизация. Право заполнить пару таких "пауз" перепало и Янни Варману, но за неимением времени (ведь Children of Bodom, как и всем остальным, был дан только час) музыкального поединка между ним и Лайхо публика так и не дождалась. Правда, если кто-то и обратил на сей факт внимание, то только после концерта, поскольку времени на размышления музыканты фанам не оставили.

 

Кстати, Children of Bodom были практически единственной группой, на выступление которой прорвалось море детишек (про себя мы прозвали их "маленькими бодомками"). Одетые в большие, явно не по размеру майки, ребятишки обоего пола отплясывали, вопили и трясли кулачками наравне со взрослыми. Да, именно отплясывали, ведь в музыкальной основе Children of Bodom лежит все тот же рок-н-ролл (в чем Алекси сам неоднократно признавался).

 

А один эпизод произвел на металлическую кошку просто мистическое впечатление. Еще до начала концерта я заметила в нескольких метрах от себя инвалидное кресло, в котором сидел молодой человек, страдающий церебральным параличом. Его выкрученные болезнью руки беспомощно лежали на коленках. И вот, когда прошло уже несколько песен, я ощутила позади какое-то движение. Его друзья, при добровольной помощи нескольких дюжих парней из толпы, подняли инвалидное кресло вверх, чтобы их больной друг смог увидеть, что творится на сцене (надо отдать им должное: они терпеливо удерживали кресло на плечах песен, этак, пять). И на следующей композиции случилось маленькое чудо: паренек неожиданно выпрямился и, с трудом подняв руки, попытался похлопать музыкантам. И у него это получилось! Признаюсь, что мне еще никогда не приходилось видеть более счастливого человека: пусть, всего лишь на несколькосекунд, но он победил свою болезнь!  А еще говорят, что тяжелая музыка вредна! Публика, стоявшая вокруг, не сговариваясь, зааплодировала ему, правда тем самым, несколько смутив новоиспеченного "героя". Но это было потрясающе!

 

Когда прямо по середине Downfall Алекси Лайхо начал представлять остальных членов группы (которые в ответ, словно классические музыканты выходили в центр сцены) зрители поняли, что выступление подходит к концу. Публика стала требовать продолжения, но Лайхо был неумолим (да разве можно переубедить Овна? Сказал, конец - и точка!). Ну разве, что еще одну песню, которой оказалась Needled 24/7. Самые прозорливые фанаты, понимая, что набольшее Children of Bodom не раскрутить, не дожидаясь конца, бросились занимать очередь за автографами. Но большая часть зрителей продолжала стоять под сценой и после того, как музыканты покинули ее.

 

 

День третий

 

Клонировать... разрешается

Третий день фестиваля открылся двумя группами-клонами: Mauron Maiden - на одной сцене (сами догадайтесь по  названию, кого они "клонировали") и Lost Horizon, представляющий собою музыкальную копию ранней Gamma Ray - на другой. Последние запомнились тем, что вышли на сцену под... сэмплы "Тату" да еще тем, что, став очередной "жертвой" отвратительного звука не скисли и, попросив у публики извинения за провалы первой (!) гитары, отыграли свой сет с такой отдачей, что зрители просто-напросто не вспоминали об этом.

 

Вулкан по имени Макс Кавалера

Группу, которая выступала следом (и открывала главную сцену) "клонировать" пока никому не удалось, хотя попытки были.

Бразильско-американская четверка Soulfly резво взяла с места в карьер. Вулкан по имени Макс Кавалера щедро извергал со сцены положительные эмоции. Минимум пауз, минимум общения с публикой – все отдано музыке. Зрители быстро включились в этот процесс, и уже с первых аккордов "извергались" вместе с музыкантами. Лишь в середине выступления Макс дал фанам небольшую передышку - когда на сцену вышел Ричи (пасынок Макса), чтобы спеть вместе с ним Tree Of Pain.

 

После того, как запланированная программа была сыграна, фаны стали требовать группу на бис. Однако Макс на корню пресек все их попытки, картинным жестом смахнув с ударной установки Роя Майорги пару барабанов. После чего, невинно улыбнувшись публике, раскланялся и удалился за кулисы. Еще несколько минут зрители по инерции требовали "Soulfly! Soulfly!", а затем, поняв, что "добавки" не светит, двинули свои стопы в сторону боковых сцен. Но то ли после Soulfly "правильный" блэк в исполнении Barathrum (с Тонми Лиллманом, в основное свое рабочее время ударяющим по банкам в To/Die/For)и столь же правильный мелодик-дэт Arch Enemy показался несколько пресноватым, то ли всем хотелось занять местечко поудобнее перед выступлением The 69 Eyes... Как бы то ни было, но публика, не дожидаясь окончания блэк-дэтовых оргий, постепенно перетекла к главной сцене.

 

 

Как известно, солнце и вампиры - вещи несовместимые. Но как назло именно к выступлению The 69 Eyes главная сцена и все пространство перед ней оказались в эпицентре солнечного сияния, а значит и июльского зноя. Ряды, одетой в черное готической туссовки начали рядеть еще до выхода на сцену музыкантов.  

 

Однако ребята из The 69 Eyes не собирались сдаваться и сразу же начали "зажить" по полной, не делая поблажки ни себе, ни публике. Причем для фестиваля они не только отобрали самые забойные композиции с Paris Kills и Blessed Be (не читая традиционно исполняемой Wasting the Dawn), но и подвергли переделке большинство из них: Dance d'Amor и Wasting the Dawn были украшены гитарными соло с блюзовыми интонациями, а Crashing High сильно "потяжелела" за счет более интенсивной ритм-секции. В Steel Waters Run Deep Jyrki изменил "подачу" вокала, что соответственно сказалось и на инструментальной части.

 

К середине концерта стало заметно, что Jyrki все чаще отходит в глубину сцены, уступая свою позицию фронт-мена Bazie. И надо отдать тому должное - с ролью лидера гитарист справился прекрасно. Пока Jyrki переводил дух, Bazie выходил вперед, и, стоя на самом краю сцены, играл такие зажигательные соло, что публика даже не замечала "подмены".  Такая смена ролей какое-то время давала музыкантам возможность поддерживать заданный ритм, а ведь столбик термометра на солнце перед их выступлением преодолел отметку в 36 градусов.

 

А вот публике "поспевать" за музыкантами было все сложнее и сложнее. Лишь готические дамы в первых рядах еще пытались проявлять активность, особенно после того, как Timo-Timo и Arczie несколько раз расплескивали на них бутылки с водой. Остальные же свели проявление эмоций в такому минимуму, что напоминали не публику на готическом концерте, а траурное собрание. И все же, когда Jyrki объявил, что сейчас они впервые сыграют песню с будущего альбома, зрители воодушевились... но выдержать заданный Lost Boys темп смогли только на первом исполнении припева. Жесткий, динамичный rock'n'roll с элементами роккобили нокаутировал уже хорошо "поджаренных" солнцем готиков. В толпе начались "потери". Упавших в обморок относили в тень, а "не готическая" часть публики и вовсе стала разбредаться под тенты, прибегая под сцену только на любимых композициях. 

 

Последний всплеск активности был вызван первыми тактами Brandon Lee, но продержаться всю песню сил не было даже у самых фанатичных поклонников The 69 Eyes. Да, а выложившиеся по полной программе "хельсинские вампиры", имели к этому моменту весьма усталый вид. Обидно и досадно и так хотелось обернуть время вспять и поменять их местами, к примеру, с Lordi, вот было бы здорово! А так, после великолепного выступления и музыканты и публика могли думать лишь о тени, прохладе и воде...

 

Американский не-хэппи энд

Те, у кого после этого еще оставались силы, отправились скакать под Finntroll или получать заряд рок-н-ролльного драйва на Tarot. Остальные заняли позиции в тени деревьев в ожидании Ministry. Американцы – не частые гости в Старом свете, посему многие остались на них из любопытства. Однако уже на второй композиции "готическая" часть публики потянулась к выходу. Менее узкоспециализированная часть металлического братства продержалась еще песню-другую, после чего последовала за готиками, образовав настоящую пробку у турникетов. И дело не в жаре. Некогда законодатели мод в индастриале предстали перед финнами приправленными доброй порцией худших ново-американских веяний (ни дать, ни взять, последовали за Metallica). В Европе спроса на такую музыку нет. К тому же концертный вариант вокала Эла Йоргенсена оказался в буквальном смысле слова тяжелым испытанием после шикарного бархатного голоса Юрки69. Сложно сказать, совпадение это или нет, но после откровенного провала на Tuska Open Air Йоргенсен волевым решением прервал европейский фестивальный тур, заявив, что уже 16 августа группа садится в студию для работы над очередным альбомом. 

 

Outro

Конечно, обозревая музыкальный фестиваль, весьма сложно абстрагироваться от собственных музыкальных симпатий или антипатий. Но вот вам один, как нам кажется объективный рейтинг выступлений. Зайдя в понедельник в один из крупнейших в Хельсинки музыкальных магазинов, мы обнаружили, что Edguy, Avantasia, Moonsorrow, Thunderstone, The Haunted, Type O Negative полностью раскуплены, да и под табличками с надписями Children Of Bodom и Soulfly остались считанные экземпляры. А вот Stratovarius и Ministry присутствовали практически в том же количестве, что и накануне фестиваля. Делайтевыводы

 

 

Speed Metal Cat, Thrash Metal Cat, фото Thrash Metal Cat

+ 0 -

Добавить комментарий

Мы в соц.сетях